WMS системами (Warehouse Management System) Российские компании начали интересоваться в начале 2000-х годов при строительстве современных складов, развитии ритейла и контрактной логистики. Компании, работая на больших складских площадках, понимали, что без современных информационных систем управляющих складом вести учет товара на современном складе не представляется возможным. У многих компаний стали появляться современные ERP решения, которые требовали интеграций со складскими системами. Штрихкодирование товара и работа со штрихкодами также являлась катализатором запуска таких систем
Немного остановимся на вопросах, с которыми сталкиваются покупатели WMS систем:
1. Решение о покупке WMS системы.
В своей работе специалисты нашей компании сталкивались с различными WMS системами. Первые WMS системы мы запускали в 2002 году и это были решения западных компаний, которые предлагались на Российском рынке. В реализации нескольких проектов мы были одними из первых, кто запускал данную WMS систему в России.
Исходя из нашего опыта, что бы мы хотели донести потенциальным покупателям таких систем:
Внедрение WMS системы – весьма дорогостоящий шаг и каждая компания, прежде чем запускать систему управления складом, должна понимать для чего ей нужен этот шаг. Идти на это нужно осознано, четко понимая этот инструмент и понимая эффект, который Вы хотите получить при запуске системы. Инвестиции в систему, оборудование, в настойки системы достаточно большие и поэтому компания, прежде чем проводить тендер и выбирать систему, должна оценить что у нее на складе изменится при запуске WMS.
Желание просто работать со штрихкодами или ввести адресное хранение товара это не достаточная мотивировка для приобретения сложных IT решений. Вы должны посмотреть дальше, что Вам даст это решение в будущем и окупится ли оно для Вашей компании.
Если Вы не можете адекватно оценить это сами, пригласите специалистов, которые имеют практику запуска этих систем и желательно разных систем WMS. Тем самым Вы сэкономите свои деньги не только при решении приобретать сейчас или позже, но и при оценке своих возможностей, возможностей Вашего персонала, готовности перестроить процессы на складе при запуске такой системы у себя.
2. Выбор WMS системы.
Нужно понимать одно, если у Вас в компании нет сотрудника, который имеет опыт запуска множества систем WMS (не поверхностный опыт работы с какой-то системой, а именно запуска систем на складах), то Вы не сможете объективно сравнить функционал различных систем и понять какая система наиболее подходит Вашей компании. Через это проходили многие компании, которые приобретали WMS системы, и из нашего общения с ними мы понимали, что выбор системы был по косвенным признакам, по тому как смог Продавец Вас убедить что система «все может» или насколько представитель продавца понравился Вам.
Постарайтесь не допускать этих ошибок и на этапе выбора системы послушайте те компании, которые не предлагают решения, а непосредственно работают с ними. Да, это сложно в нашей стране попасть на склад, работающий с какой-то системой, и объективно пообщаться с теми, кто каждый день работает с системой. Но нет ничего невозможного – постарайтесь договориться о встречах на складе сами напрямую, не через Продавца данной системы. Компаний, которые работают с WMS системами, достаточно и найти на сайте Интегратора ссылки на эти компании всегда можно.
Постарайтесь понять, как в дальнейшем будет сопровождаться система и какими силами со стороны поставщика решения. Есть ли у него достаточный ресурс реагировать на Ваши доработки системы.
На этапе выбора Вам нужно понять на сколько глубоко система будет дописываться под Вас. Современные системы это не «коробочные решения» – настройки всегда идут под Заказчика. Но настройка настройке рознь и если система настраивается под Вас существенно, то это значит, что при изменении Вами бизнес процесса на складе вам потребуются существенные переработки системы. Поэтому отдавайте предпочтение системам, которые уже содержат в себе опыт реализаций предыдущих компаний, тогда изменение процессов на складе как в приемке, так и в отборе, не потребуют значительных доработок WMS.
Вы же будете развиваться, у Вас будет меняться грузопоток на складе и Вы не захотите, чтобы весь Ваш эффект от развития Вы потратили на оплату настроек системы. Это очень важно для Логистических операторов, когда у Вас на одном складе будут работать разные логики и разные принципы товародвижения в зависимости от потребностей Ваших клиентов.
Если Вы чувствуете, что Вы самостоятельно не можете правильно принять решение из-за недостаточности информации, то пригласите логистического консультанта. Разово, для того чтобы принять правильное решение – правильное решение Вам экономит деньги.
3. Стоимость WMS решений.
Из чего состоит бюджет по запуску WMS системы?
• Стоимость лицензий, стоимость техподдержки;
• Стоимость оборудования;
• Стоимость настроек и стоимость последующего сопровождения.
И прежде чем сделать выбор при приобретении системы, постарайтесь разобраться в стоимости каждого направления. Нередко Заказчик ограничивает себя в выборе, увидев стоимость лицензии ТОПовых WMS – но в вариантах с дешевой стоимостью лицензий бюджет запуска, первого года сопровождения и бюджета доработок может оказаться дороже бюджета запуска стоимости ТОПовых WMS – и здесь стоимость лицензии уже не будет играть роль.
Количество лицензий: разбирайтесь в этом вопросе подробно, не идите на поводу тех, кто заинтересован, чтобы Вы их купили больше. Купить больше Вы всегда успеете и если поставщик WMS Вам не дает возможности приобретать лицензии постепенно, то подумайте стоит ли с ним работать. Делая шаг по количеству лицензий, Вас могу ввести в заблуждение неумышленно или умышленно, Вы сами должны понять сколько Вам их нужно. Вам нужно приобрести лицензии в том количестве, чтобы работал склад (количество приобретается для ОДНОВРЕМЕННО работающих сотрудников на терминалах сбора данных или операторов). Поэтому сколько у Вас будет работать одновременно сотрудников в системе Вы должны вместе со складом рассчитать. Далее необходимо понять, что в WMS системе не должны работать в оперативном режиме какие-то административные сотрудники, руководители. Это не та система. Если Вам нужен отчет раз в день, то его можно выгрузить в отдельную систему или сама система будет формировать отчет и высылать на определенный электронный адрес. Для этого не нужно занимать лицензию программы каким-то сотрудником, посчитайте свои деньги. И еще Важно – при определении количества лицензий Вас плавно подводят к количеству терминалов сбора данных, об этом чуть ниже.
Далее оборудование: объективно количество оборудования будет приблизительно одно и тоже при разных WMS решениях, но это только в правильной теории. Вопрос кому Вы доверились в приобретении оборудования – Поставщику WMS или Вашему IT директору или просто IT специалисту. Если Вы раньше не работали с этим оборудованием и не имели опыта закупок, то совершить ошибки здесь можно быстро и много. И самое обидное, что исправить потом будет уже нельзя – оборудование будет уже у Вас. Теперь о самом оборудовании: вы должны общаться не только с поставщиком решения WMS, но и с независимыми экспертами или прямыми поставщиками оборудования. Для корректного выбора, например, терминала сбора данных (ТСД) Вы должны четко понимать производителя, модели, разницу в стоимостях моделей. Вам должны предоставить текущую информацию об этом, а не информацию двухлетней давности (что кто-то купил и стоило это столько-то). Во-первых: все очень быстро меняется и по моделям и по стоимости, во-вторых: цена приобретения и выбор какого-то другого склада с кем вы будете общаться, это его выбор в тот момент времени и правильный он был или нет мы с Вами уже не оценим. Старайтесь приобретать оборудование у понятного Вам поставщика, Вам с ним работать по гарантии и по ремонтам.
4. Ожидания от запуска WMS.
Нередко мы встречали позицию у Заказчиков, что запуск WMS решения на складе автоматически позволит сэкономить расходы и сократить персонал. Это заблуждение и ничего само автоматически не происходит. Вы покупаете инструмент, инструмент высокотехнологичный и как Вы его сможете использовать, такой эффект он Вам и даст. Поэтому прежде чем запускать систему, нужно вернуться к п.1.
Можем поделиться своими результатами при запуске WMS систем, такие моменты, как штрихкодирование и адресное хранение мы упустим, т.к. это само собой разумеющееся:
• Любой логистический оператор или любой клиент, имеющий склад, понимает, что основная статья расхода в части грузообработки лежит в фонде заработной платы склада, в структуре персонала склада. То, что дает современная (не любая !) WMS, это персонализация данных каждого сотрудника склада. Мы обслуживали крупную сетевую компанию по бытовой технике и у нас было несколько десятков показателей PI, отражающих операции на складе, по которым шла тарификация персонала. Мы говорим по различные операции складского персонала, которые тарифицировались и на основе которых происходила тарификация персонала. Постоянная часть в зарплате была минимальной и сотрудник основную зарплату зарабатывал за счет премий. При такой системе сотрудник склада стремился выполнять больше работы по любым операциям, к которым он был допущен, и все это отражалось в его заработной плате. Компани, которые начинают этим плотно заниматься после запуска WMS, вдруг обнаруживают, что основной персонал склада тратит на операцию с товаром менее половины своего рабочего времени. Это значит, что работодатель вынужден платить «рыночную зарплату» не за работу, а за простой. Нужно понимать, какими шагами Вы сподвигните сотрудника к изменениям в его работе – росту производительности по отдельным операциям. Мало измерить время операции, нужно понять, как заставить сотрудника делать ее быстрее. И здесь компания, приобретшая WMS, должна понимать что она будет делать в будущем с пошаговым изменением системы мотивации персонала. Если у Вас нет четкого представления что Вы будете делать после запуска WMS – обратитесь к компаниям, которые знают как это делается.
• Точность учета – при работе с высотным хранением товара Вы потеряете товар на складе, если у Вас не будет адресного хранения и системы WMS. При большом ассортименте Вы просто запутаетесь на складе без понятной системы.
• Учет партий – как бы Вы аккуратно не вели FIFO или FEFO, как бы Ваши кладовщики не перекладывали товар в ячейке руками, Вы без WMS будете сталкиваться с товаром, который вдруг на складе стал негодным к реализации и у которого закончился срок годности. Дистрибуционные компании порой сталкиваются с Покупателями, возвращающими товар якобы не тех сроков, и эта проблема решается с помощью WMS – вычислить таких Покупателей Вы сможете быстро.
• Скорость загрузки транспортных средств при большом ассортименте.
• Минимизация непрофильной техники на складе – погрузчиков, водителей погрузчиков и переход на работу с ричтраками и электрическими тележками, ручными электроштабелерами.
5. Итог.
Приобретение и запуск WMS системы на склад требует вовлеченности всех подразделений компании – и это не прихоть подразделений логистики. Это необходимая система, такая же, как система, с помощью которой Вы продаете товар. Необходима вовлеченность Руководителя компании и нередко собственников компании. Эта система – Ваши глаза на складе и в логистике, и понимая, как работает склад, Вам будет проще пройти непростой период, который нас всех ожидает в ближайшее время. Удачи Вам и Вашему бизнесу!
Александр Сафонов. Генеральный директор OK Logistics
Поставщики WMS-систем.
WMS-система Logistics Vision Suite.
WMS-система международного класса Logistics Vision Suite включает в себя комплекс программных продуктов, которые позволяют не только эффективно управлять бизнес-процессами склада, но и управлять всей цепочкой поставок, начиная с прогнозирования сбыта и потребностей и заканчивая управлением исполнения на всех участках логистической цепочки: производстве, складах, транспорте.
Поставщиком Logistics Vision Suite на рынке России, Беларуси, Украины и Казахстана является компания ant Technologies – ведущий российский ИТ-интегратор в области разработки, адаптации и внедрения WMS-решений. www.ant-tech.ru